Как узнать, компульсивный ли я едок или просто люблю вкусно поесть? В сущности, очень просто. Компульсивные едоки регулярно обращаются к еде в отсутствие физиологического голода. Это не означает, что у «нормального» едока не бывает моментов, когда еда поглощается не потому, что он голоден, а потому, что она аппетитно выглядит или потому, что это отпуск и олл-инлкюзив оплачен своими кровными. Однако, в отличие от компульсивного едока, нормальный едок опознает сигналы дискомфорта — чувство тяжести в желудке, сонливость, изжогу — и спокойно ждет следующего момента наступления физиологического голода, чтобы есть. Компульсивный едок, переев, ругательски себя ругает, впадает в панику, истерику и отчаяние, и обдумывает, каким бы образом диетически себя наказать — сесть с понедельника на протасовку, устроить завтра яблочный (хорошо, если не уксусный) день, лишний раз сходить в спортзал, и так далее. Поскольку таких моментов у компульсивного едока в течение одного дня может случиться несколько, это отнимает огромное количество душевных сил и приводит к низкой самооценке, депрессии и хроническому чувству вины.

Ключевой момент вовсе не в том, сколько вы едите, или, тем более, сколько вы весите — среди компульсивных едоков есть вполне себе стройные особи. Ключевой момент — процесс поглощения пищи имеет мало связи с чувством голода. На самом деле. многие компульсивные едоки не знают более, что такое чувство голода.

Есть классическое, широкое цитируемое исследование Janet Polivy и PeterHerman из Торонтского университета, посвященное тому, как люди, сидящие на ограничивающей диете, теряют способность ощущать чувство голода и опознавать признаки сытости. В исследовании перед группой участников, сидящих в данный момент на диете, и группе питающихся нормально ставили задачу сравнить различные вкусы мороженого. Всех участников разбили на три подгруппы.

Первой давали выпить два молочных коктейля перед тем, как предлагать мороженое на пробу. Второй давали выпить один молочный коктейль перед мороженым. Третьей не давали вообще ничего, кроме мороженого.

Далее участникам предлагали три разных сорта мороженого, просили оценить их, съев столько, сколько хочется.

В результате в группе питающихся нормально максимальное количество мороженого слопала подгруппа, которой не перепало ни одного милкшейка. Те, кто выпил один, — съели меньше мороженого. Те, кто выпил два — намного меньше.

А у сидящих на диете были получены обратные результаты. Те, кому не досталось ни одного коктейля, съели меньше всего мороженого. Выпившие один коктейль съели больше, но больше всего съели те, кто выпил два. Обнаруженный феномен исследователи назвали «дисингибиция» — антиподавление, т.е. процесс, обратный обычному для сидящих на диете подавлению нормального процесса питания. «Я все равно уже нарушил диету, так что можно оторваться до того момента, пока я снова на нее не вернусь».

Нутриционист Debra Waterhouse вводит термин «нарушенное питание» для того, чтобы описать весь круг феноменов расстройств пищевого поведения. Сидение на диете и приступы обжорства, чрезмерные физические нагрузки в спортзале и попытки пропустить очередной прием пищи, поглощение значительно меньшего либо значительно большего количества пищи. чем нужно вашему телу — все это нарушенное питание. Большинство специалистов по нарушенному питанию приходят к выводу, что любая диета рано или поздно приводит к срыву и последующему приступу обжорства, в результате чего образуется замкнутый цикл «диета-переедание».

Запускают диетическое поведение негативистичные мысли и убеждения. Мы уже говорили о них ранее, как о характерном признаке личности с расстроенным питанием. Ни одна диета не начинается с того, что человек смотрит на себя в зеркале и думает: «Отлично выгляжу! А не сесть ли мне на диету?». Любая диета начинается с переживания: «Я толстая/толстый, у меня выпирает брюхо, слишком широкие бедра, жир свисает на руках…» Любая диета начинается с негативных мыслей. Люди, которые зависают в повторных многолетних диетических циклах, страдают тем, что называют «bad body thoughts» — негативным отношением к собственному телу.

Современный культурный климат — идеальная среда для взращивания негативного образа собственного тела. Средняя фотомодель имеет от 13 до 19% дефицита веса, согласно медицинским стандартам. При 15% дефицита веса констатируется диагноз нервная анорексия. Безусловно, существуют метаболически худые люди, без усилий и даже против желания попадающие в эту категорию. Согласно статистике, их примерно 3-5% в популяции. Всем остальным глянцевая литература предлагает потрудиться — с помощью диеты и спортзала — чтобы достичь этого уровня, намекая, что с «правильной» диетой и при непрерывной пахоте в спортзале это возможно. Так вот, это — неправда. Помимо прямого разрушительного действия на образ самого себя, эти культурные стандарты имеют еще и опосредованный. Как я уже писала, нет диеты без срывов. Во время срыва жертва диеты ненавидит себя и размышляет, как же так получилось — ведь другим-то удается (согласно легендам), а мне ни разу! Это — прямая дорога к таблеткам для похудения и бариатрической хирургии (операциям по ограничению объема желудка). Так женщина, не будучи в состоянии принять собственный образ, делает пластические операции, ибо не верит, что может быть привлекательна, не изменившись.

Тут будет уместно вспомнить другое исследование, в рамках которого обычным американским женщинам в течение 3 минут демонстрировали фотографии глянцевых журналов с изображенными на них фотомоделями. Даже такая краткая экспозиция приводила к значимому возрастанию чувств вины, стыда, неудовлетворенности собственным телом, депрессии и стресса.
Это исследование было повторено на группе студенток колледжа, одной половине которых демонстрировали снимки моделей, а другой — нейтральные образы: пейзажи и т.д. В результате подгруппа, рассматривавшая моделей, обнаружила повышенную тревогу относительно собственного веса и резко выросшую неудовлетворенность телом. Замечу, что, хотя в этих исследованиях речь идет о женщинах, с мужчинами происходит ровно то же самое — правда, идеальным образом является не истощенный, а гипермаскулинный, играющий мышцами образ.

Таким образом нас ежедневно принуждают сравнивать себя с нереалистичными и болезненными образцами худобы и убеждают, что диета и потеря веса делают счастливыми, любимыми и успешными.

Помимо негативных мыслей о теле, диетическое поведение формирует еще и негативные мысли о «плохой» или «вредной» еде. Сегодня это уже стало общим местом: любой школьник отчебучит вам, как отче наш, что плохая еда — это гамбургер и картошка-фри, а хорошая — салатный лист и яблоко. Мы стали страшно образованны по этой части, и у этого есть своим минусы. вы когда-нибудь встречали человека, который рассказывает: «Сидел-сидел на диете, но сорвался — лопаю морковку как заведенный, помешался на капустных листьях! В пятницу вечером покупаю 5 кило и к понедельнику все съедено!»? Вот я тоже нет. Все «диетические нарушения» — это всегда злоупотребления «плохой» едой, мороженым, чипсами, бургерами с картошкой, пирожными. Еще более интересно то, что диетические срывы всегда базируются на той пище, которую человек сознательно или бессознательно считает «вредной». Если с вашей точки зрения пицца — вполне полноценная еда, нечто вроде хлеба с овощами (кстати, так оно и есть, в сущности — по крайней мере в Италии) — то вы вряд ли потянетесь к ней в минуту жизни трудную.

Каждый цикл «диета-переедание» начинается с главного: ощущения контроля. На сей раз у меня получится, — говорим себе мы, вооружаясь книжкой или распечаткой нового сетевого диет-гуру, весами и холодильником с куриной грудкой и сельдереем. На начальном этапе сидящий на диете ощущает себя героем, отказываясь от привычных вкусных вещей, маленьких углеводных пиршеств на работе и «кофе» с подругами, подразумевающего пробу всех пирожных в меню. Ощущение контроля и ложная надежда — вот два основные чувства, с которых начинается любая диета. И этого, скажу я вам, достаточно, чтобы почувствовать себя лучше. А уж когда весы покажут первый «минус» — самооценка повышается, и жизнь начинает играть яркими красками.

Согласно статистике, 95% любых диет заканчиваются тем, что человек набирает ровно то же количество килограмм, в ряде случаев — большее. Почему?

1. Генетика.

Наши тела не настолько поддаются «лепке» извне, как пытается показать реклама новой фитнесс-программы. Примерно от 40% до 70% массы нашего тела детерминировано генетически. Это означает, что вмешательство извне может помочь управлять примерно 30-50%, остальной вес обязательно будет набран снова.

2. Эволюция.

Я уже упоминала, что эволюционно жировые клетки играли большую роль в процессе воспроизводства и выживания человечества. Как следствие, наше тело имеет способность накапливать жировые клетки после каждого короткого периода голодания. Особенно это касается девочек пубертатного возраста. Чтобы подготовить женское тело к воспроизводству, организм производит жировые клетки и откладывает их в груди. на бедрах, животе девочки. Ограничивающая диета в этот период приводит к тому, что начинается гиперпроизводство жировых клеток — не 5 миллионов на определенный участок тела, а 6-7, чисто на всякий случай. Кроме того, и это принципиально, меняется их размер. Производимые в результате опыта голодания жировые клетки будут не размером с копеечную монету, а размером с пятак. Кроме того, начинается перепроизводство липогенных энзимов (помогающих накапливать жир веществ). В результате, как только девочка прекращает диету и начинает есть нормально, ее организм запускает работу жировых фабрик с удвоенной мощностью и скоростью. Так каждая потребленная калория мгновенно заботливо переводится в жир.

Не могу не вспомнить С., лечившуюся у меня клиентку, страдавшую средних масштабов ожирением и всю свою жизнь проведшую в бесконечном цикле диета-переедание. «Мое тело всасывает в себя все, что я съедаю, и не отдает ни грамма», — жаловалась она. Она питалась вполне умеренно, не считая регулярных шоколадных срывов, ибо, согласно ее ощущению, она все время была на диете, и сама мысль эта была для нее утомительна и невыносима. В периоды, когда она питалась вполне нормально, она не худела ни на грамм. В периоды шоколадных запоев она невидела себя и окружающий мир с утроенной силой.

3. Адаптация.

Телу свойственно приспосабливаться к текущему режиму энергопотребления. Каждое тело, безусловно, имеет свою оптимальную точку функционирования, в рамках которой оно получает оптимальное количество пищи в те моменты, когда носитель этого тела действительно голоден, останавливает потребление в момент насыщения и ежедневно совершает какую-то физическую активность.
Если тело получает слишком много «топлива», метаболизм «разгоняется», тело начинает функционировать интенсивнее. Если топлива начинает поступать меньше, телу приходится с этим справляться, ограничивая, замедляя метаболизм. В течение периода от 24 до 48 часов с момента начала ограничивающей диеты уровень метаболизма у человека снижается от 15% до 30%.
Общеизвестно, что, справляясь с наступившим «голодным» периодом, тело сжигает не только жир, но и мышечную ткань для компенсации. Однако, чем больше мышц, тем выше метаболзим, тем больше сгорает «топлива»!

Я знаю, что вы все это где-то уже читали. Вывод, который обычно делается на этом месте — хватит жрать, иди в зал. Я даже умные слова знаю — становая тяга и работа со свободными весами. Не спрашивайте меня, что это — этого я не знаю.

Так вот, я категорический противник того, чтобы «переставать жрать и идти в зал» людям с ИМТ выше 30. Пощадите себя. Любой человек, страдающий повышенной массой тела — это человек, носящий с собой пару 15-килограммовых мешков с песком. Это результирует в почти привычные боли в мышцах, суставах, позвоночнике, коленях. Боль — лучший друг ожирения.
Бросившись заниматься в спортзал, вы наносите своему телу множество микротравм, предотвратить которые невозможно. Для людей с повышенной массой тела нужен специальный медицинский фитнесс на специальной аппаратуре, под руководством специально обученного работать с ожирением физиотерапевта — и не иначе. Я, конечно, в курсе что мы, советские люди, склонны к мазохизму во имя высокой идеи, но всему же есть предел. Кроме того, преодоление постоянной боли сильно снижает мотивацию, а, как мы уже поняли, физическая активность для поддержания метаболизма необходима.

Физическая активность. НЕ становая тяга. Хромосомы нигде не содержат сверхсекретной информации «чтобы стабилизировать вес, нужно тягать штангу». Для начала достаточно просто ходить. Для тех, кто только начинает нормализовывать вес, и обладает высоким ИМТ, очень хороши аква-аэробика и любые «подводные» упражнения — вода облегчает тяжелое тело и придает подвижность, обычная и особенно нордическая ходьба (спортивная ходьба с палками в руках), уже упомянутый медицинский фитнес, бег.

Каждый диетический период, снижая метаболизм, заканчивается тем, что жертва диеты абсорбирует еще больше жира, испытывает зверские приступы аппетита, и накапливает больший процент жира по отношению к массе тела. Тело при этом может быть меньшего веса, однако ни здоровым, ин красивым такое тело не назовешь. И я честно скажу, что я далеко не всегда уверена, что красота и здоровье — то, к чему действительно стремятся сидящие на диете. Иногда мне кажется, что заветная цифра на весах и мнение окружающих имеют существенно больший вес.

Тот факт, что диетическое поведения катастрофически разрушительно для организма и личности человека, стало известно не вчера. Одно из самых ключевых исследований на эту тему было сделано важно в 1944 году в Университете Миннесоты. Целью было изучить эффекты «полуголодного» существования. Группу здоровых физически и психически мужчин посадили на 6-месячную диету, исключительно тщательно сбалансированную по содержанию витаминов, минералов и белка, однако содержащую примерно 50%; калорий от привычного субъекту уровня потребления. Мужчины потребляли примерно 1570 калорий в день. Схема питания почти полностью совпадала с популярными и модными тогда диетами. К моменту. когда мужчины-участники потеряли около 25% своего начального веса, исследователи констатировали значительные личностные изменения. Участники стали депрессивны, постоянно сонливы, раздражительны, апатичны и испытывали трудности концентрации. Кроме того, еда превратилась у них в навязчивую идею. Они не говорили почти ни о чем, кроме пищи, способов ее приготовления, деликатесов, похудении и голоде. Рассказывать после этого, что ворчливость и внезапные приступы плача «диетящихся» связаны с дефицитом магния и витаминов группы В — более чем несерьезно.

Мне трудно удержаться, чтобы не процитировать классику, безусловно, всем известную.

«Швейк только что вернулся после обычного, ежедневного тура, предписанного доктором Грюнштейном, и сидел на койке, окруженный толпой исхудавших и изголодавшихся симулянтов, которые до сих пор не сдавались и упорно продолжали состязаться со строгой диетой доктора Грюнштейна.
Если бы кто-нибудь послушал разговор этой компании, то решил бы, что очутился среди кулинаров высшей поварской школы или на курсах продавцов гастрономических магазинов.
— Даже самые простые свиные шкварки можно есть, покуда они теплые,- заявил тот, которого лечили здесь от застарелого катара желудка.- Когда сало начнет трещать и брызгать, отожми их, посоли, поперчи, и тогда скажу я вам, никакие гусиные шкварки с ними не сравнятся.
— Полегче насчет гусиных шкварок,- сказал больной «раком желудка»,- нет ничего лучше гусиных шкварок! Ну, куда вы лезете против них со шкварками из свиного сала! Гусиные шкварки, понятное дело, должны жариться до тех пор, пока они не станут золотыми, как это делается у евреев. Они берут жирного гуся, снимают с кожи сало и поджаривают.
— По-моему, вы ошибаетесь по части свиных шкварок,- заметил сосед Швейка.- Я, конечно, говорю о шкварках из домашнего свиного сала. Так они и называются,- домашние шкварки. Они ни коричневые, ни желтые, цвет у них какой-то средний между этими двумя оттенками. Домашние шкварки не должны быть ни слишком мягкими, ни слишком твердыми. Они не должны хрустеть. Хрустят — значит, пережарены. Они должны таять на языке… но при этом вам не должно казаться, что сало течет по подбородку.
— А кто из вас ел шкварки из конского сала? — раздался чей-то голос, но никто не ответил, так как вбежал фельдшер.»

Подозреваю, что именно так это все примерно и выглядело:)

Во второй части эксперимента участникам разрешалось есть все, что они захотят. Жертвы эксперимента регулярно обжорствовали до такой степени, что заболевали и нуждались в медицинском вмешательстве, испытывали интенсивное чувство голода и быстро набрали сброшенный вес за счет жировой массы. Многие потеряли мускулистость, свойственную им до эксперимента, и некоторые набрали вес больше начального.

Только после того, как вес полностью вернулся к начальному, начался процесс стабилизацияя энергетическрго и эмциональнтго уровня участников.

Принято считать, что проблема тех, кто пытается регулировать вес диетой — отсутствие силы воли. При том. что сама концепция силы воли представляется современным психологам весьма сомнительной, в действительно сидящие на диете — существенно более волевые люди. У них есть мужество отказывать себе в любимой еде в течение длительного периода времени. Они способны вообще ничего не есть в периоды времени, когда есть «нельзя» или «вредно». Они способны ежедневно по 2 часа тренироваться в спортзале. Настоящая проблема сидящих на диете НЕ в силе воли, а в тех решениях, которые диета предлагает. Это не вы проваливаете диету, это диета «проваливает» вас. Согласно одному из последних мета-исследований существующих диетических программ, почти все они способны предложить кратковременное снижение массы тела. Ни одна не имеет уедительных доказательств того, что масса тела стабилизируется на желанной нижней точке на длительный период времени.

http://svetlyachok.livejournal.com

Опубликовано: 26 марта 2012г.

Испанский сапог диеты: 2 комментария

  1. Pohudet on 17 сентября 2017 at 20:59 пишет:

    Нутриционист Debra Waterhouse вводит термин «нарушенное питание» для того, чтобы описать весь круг феноменов расстройств пищевого поведения. Сидение на диете и приступы обжорства, чрезмерные физические нагрузки в спортзале и попытки пропустить очередной прием пищи, поглощение значительно меньшего либо значительно большего количества пищи. чем нужно вашему телу — все это нарушенное питание. Большинство специалистов по наршенному питанию приходят к выводу, что любая диета рано или поздно приводит к срыву и последюущему приступу обжорства, в результате чего образуется замкнутый цикл «диета-переедание».

  2. Филатов Эрнест on 29 апреля 2023 at 10:11 пишет:

    Я устал от диет и быстрого похудения, но Испанский сапог диеты показал себя в лучшем свете! Она предлагает постепенное и стабильное похудение, поддерживая здоровые привычки. Потрясающее путешествие к лучшему здоровью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям